Устройство автомобильного кондиционера
Любой автомобильный кондиционер состоит из следующих элементов:
- компрессор с электромагнитной муфтой;
- конденсатор;
- испаритель с расширительным клапаном;
- основные шланги.
Газ фреон используется в качестве хладагента в системах кондиционирования воздуха. Для уменьшения силы трения между движущимися частями при заправке в газ добавляется определенное количество специального холодильного масла, стойкого к низким температурам и полностью растворяющегося в жидком фреоне.
Компрессор
В любой холодильной установке компрессор используется для создания направленного потока хладагента. Он действует как насос, сжижая фреон и заставляя его циркулировать по системе. Компрессор автомобильного кондиционера представляет собой электромеханическое устройство. Его конструкция основана на нескольких полых поршнях и качающейся пластине, расположенной на оси. Именно эта шайба заставляет поршни двигаться. Вал приводится в движение специальным ремнем от коленчатого вала. Кроме того, компрессор оснащен электромагнитной муфтой, которая зацепляет нажимной диск и ведущий шкив насоса.
Фильтр – осушитель
Устанавливается в моторном отсеке автомобиля. Смотровое стекло используется для проверки уровня охлаждающей жидкости. Фильтр удаляет лишнюю влагу в системе охлаждения, что приводит к оптимальной работе кондиционера. Влагопоглощающим элементом служит силикагель или порошкообразный оксид алюминия.
Конденсатор
Конденсатор обычно устанавливается в передней части моторного отсека рядом с основным радиатором. Его иногда называют радиатором кондиционера, так как он похож по конструкции и выполняет аналогичные функции. Радиатор охлаждает нагретый антифриз, а конденсатор охлаждает горячий фреон. Имеется электровентилятор для принудительной продувки воздуха.
Магистральные шланги
Хладагент перемещается от одного узла к другому по системе шлангов. В зависимости от конструкции кондиционера и расположения его элементов они могут иметь разную длину и конфигурацию. Все соединения шлангов армированы уплотнителями.
Испаритель
Блок представлен двумя позициями: встроенного и подвесного типа. Подвесной вариант устанавливается на классические модели «Жигулей». Подает холодный воздух в салон. В «классике» монтируется под бардачком , после снятия последнего. Во втором варианте испаритель можно вырезать на задней полке между динамиками. Но в этом случае необходимо удлинить верхнюю и нижнюю линии подачи хладагента.
Ресивер
Другое название ресивера – фильтр-осушитель. Его функция заключается в очистке охлаждающей жидкости от влаги и продуктов износа. Ресивер состоит из:
- цилиндрический корпус, заполненный адсорбентом;
- элемент фильтра;
Принцип действия автомобильного кондиционера
Когда кондиционер выключен, шкив компрессора работает на холостом ходу. При включении происходит следующее.
- Питание подается на электромагнитную муфту.
- Сцепление срабатывает, и нажимной диск входит в зацепление со шкивом.
- В результате начинает работать компрессор, поршни которого сжимают газообразный фреон и переводят его в жидкое состояние.
- Хладагент нагревается и поступает в конденсатор.
- В конденсаторе фреон немного остывает и поступает в ресивер для очистки его от влаги и продуктов износа.
- Из фильтра фреон под давлением проходит через термостатический клапан, где снова переходит в газообразное состояние.
- Хладагент поступает в испаритель, где закипает и испаряется, охлаждая внутренние поверхности устройства.
- Охлажденный металл испарителя снижает температуру воздуха, циркулирующего между его трубками и ребрами.
- С помощью электровентилятора формируется направленный поток холодного воздуха.
Материалы и инструменты для изготовления кондиционера
Что потребуется для конструирования существующего автомобильного кондиционера. Потратим на это на порядок меньше денег, чем покупка стандартного устройства:
- пластиковый контейнер небольшого объема (в качестве ориентира можно использовать термосумку, а если у вас где-то на балконе или чердаке завалялся неиспользуемый мешок, смело используйте его);
- радиатор печки автомобиля, например, ВАЗ;
- различные компьютерные вентиляторы, размеры которых должны соответствовать объему контейнера;
- трюмная помпа не очень мощная;
- шланги/провода;
- штекер прикуривателя.
Если в автомобиле есть аудиоплеер, оборудованный портом USB, задача упрощается. Для этого варианта самодельного автокондиционера потребуется еще меньше деталей:
- небольшая емкость (металлическая или пластиковая, подойдет даже двухлитровая бутылка из-под напитка);
- компьютерный вентилятор (например, для блока питания);
- скотч, несколько листов бумаги;
- USB-кабель.
Наконец, вы можете собрать автоматический кондиционер из старого холодильника, который не работает (нам нужна только ваша морозильная камера). В этом случае нам понадобится:
- различные вентиляторы;
- дренажная труба (можно сделать из гофры подходящего диаметра);
- изолирующий материал.
Какой из вариантов выбрать — решайте исходя из того, что есть в наличии в списке и что можно легко купить в ближайшем магазине.
Изготовление автомобильного кондиционера самостоятельно (в 2022 году)
Выбрав один из предложенных способов изготовления самодельного кондиционера для автомобиля, строго придерживайтесь схемы сборки – любые отклонения могут превратить хорошую идею в фарс.
Кондиционер» из запчастей от компьютера
Процесс изготовления относительно прост. Для этого вам понадобятся: 2 пятилитровых пластиковых «ведра», нож, ножницы, электровентилятор, который используется в системном блоке для охлаждения процессора, пятивольтовый блок питания постоянного тока, а также лед и 2-3 полуторалитровые пластиковые бутылки.
Как сделать охладитель
1. Отрежьте верхушки 5-литровых бутылок, чтобы горлышко одной бутылки можно было использовать как крышку для второй.
2. Из второй оставшейся шейки делаем так называемый колокольчик и укрепляем его на первой вырезанной крышке. Такая конструкция задает направление холодного потока, исходящего из нашего домашнего кондиционера, в правильном направлении.
3. В основной 5-литровой бутыли вырезаем сбоку специальное отверстие для вышеупомянутого вентилятора, который необходимо закрепить и установить таким образом, чтобы поток воздуха дул внутрь бутылки.
4. Последний шаг – подключение вентилятора к электрической сети и установка двух-трех литровых с половиной бутылок ледяной воды в «домашнем кондере.
Мобильный кондиционер для автомобиля
Далее рассмотрим два варианта бытовых кондиционеров.
Первый будет очень простым. Для этого вам просто нужно:
- Контейнер с плотной крышкой;
- Вентилятор с питанием 12В;
- пластиковое колено.
Дальше все очень просто — делаем два отверстия в крышке. В один из них устанавливаем и закрепляем вентилятор, а во второй – пластиковое колено, которое будет играть роль колпака для оттока охлажденного воздуха. У вас должна получиться следующая структура:
Все — «кондиционер» готов, но для охлаждения воздуха понадобится охлаждающая жидкость, роль которой будет выполнять лед. Перед поездкой засыпаем в емкость, накрываем крышкой и ставим в машину.
Более «продвинутой» можно считать следующую версию домашней установки. По затратам он будет стоить дороже, но и эффективность его будет гораздо выше.
Для этого вам понадобится:
- Переносная сумка-холодильник;
- Вентиляторы (можно использовать большие кулеры на 12В от компьютера);
- Радиатор;
- Помпа (система омывания аквариума или стекла);
- Провода;
- Силиконовые трубки;
- Штекер для подключения к прикуривателю (можно снять с автомобильного зарядного устройства телефона).
Имея все это можно приступать к монтажу:
- На дне сумки-холодильника закрепляем подготовленный насос и подсоединяем к его выходу силиконовую трубку. На входе в насос желательно поставить фильтр с мелкой сеткой;
- Прорезаем в крышке мешка отверстие по размеру подготовленного радиатора;
- Снаружи размещаем вентилятор. Это может быть один или несколько (например, компьютерные кулеры), соединенных в единую конструкцию. При этом важно следить, чтобы воздушный поток, создаваемый вентиляторами, был направлен в салон, а не в сумку;
- Соединяем помпу и радиатор силиконовой трубкой. Вторую трубу необходимо разместить на выходе из радиатора и опустить на дно мешка;
- Распаковываем проводку. Подсоединяем провода от помпы и вентиляторов и подключаем их к подготовленной розетке. При этом важно не перепутать полярность, иначе электроприборы будут работать в обратную сторону.
Конечный результат должен быть примерно таким:
После сборки его можно немного «облагородить», сделав более презентабельным.
Также такой «кондиционер» может быть оснащен устройствами, позволяющими изменять скорость вращения вентиляторов, то есть обеспечивать наличие нескольких режимов работы.
12 вольтовый кондиционер своими руками
Элемент Пельтье представляет собой термоэлектрический преобразователь, принцип работы которого основан на эффекте Пельтье — появлении разности температур при протекании электрического тока.
Способ с применением морозильной камеры
Так как работать мы будем с металлической тарой, усилий потребуется немного больше, но вся конструкция будет выглядеть более солидно и надежно. Сначала нужно сделать отверстие в двери камеры. Для этого воспользуйтесь электролобзиком, вырезав круг диаметром около 10 см.
Для обеспечения доступа воздуха из салона необходимо снять резиновую прокладку с нижней части двери. Вставляем в паз дренажную трубу, остаток щели тщательно заделываем заранее приготовленным герметиком и монтажной пеной, которых потребуется совсем немного. Теперь нужно подключить два вентилятора, один из которых предназначен для охлаждения компрессора, а второй — для вытяжки охлажденного воздуха наружу.
Неважно, где установлен прибор. Главное, чтобы он не мешал ни водителю, ни пассажирам, а направлял охлажденный воздух туда, куда нужно. В принципе ничего не мешает при наличии свободного времени и «умелых» рук сделать и попробовать все три варианта, выбрав наиболее подходящий.
Конечно, если вас совершенно не устраивает неприглядный вид такой домашней системы кондиционирования, то никто не запрещает вам установить универсальный кондиционер.
Поэтому поиск альтернативных способов охлаждения автомобиля в жаркую погоду не прекращается, и мастера используют любые технические новинки для реализации более совершенной, эффективной и надежной конструкции кондиционера, сделанного своими руками из подручных средств.
Кондиционер из простых пластиковых бутылок
Чтобы сделать кондиционер в машину своими руками, следуйте такой инструкции:
- Установите насос на дно контейнера.
- Вытяните провода из насоса.
- Просверлите пару отверстий в крышке контейнера для вентиляторов.
- Прикрепите вентиляторы.
- С внутренней стороны крышки устанавливаем радиатор печки силиконом.
- Подключить кабели вентиляторов, помпы, зарядного устройства.
- Подсоедините насос к радиатору с помощью соединительных трубок.
- Насыпьте в емкость лед.
- Устройство готово к работе.
Принцип работы конденсационного оборудования основан на изменении агрегатного состояния рабочей жидкости в зависимости от давления и температуры в замкнутом цикле.
Кондиционер на полупроводниковых элементах
Еще одна идея — самодельный кондиционер в машину с элементами Пельтье. Идея заключается в том, что полупроводниковый элемент достаточно большой площади при подключении к источнику питания нагревается с одной стороны и примерно на столько же градусов остывает с другой стороны. Купить такие плиты вполне реально, да и стоимость их не так высока. Кстати, по этому принципу работают мобильные боксы-холодильники.
Кроме того, такое решение будет недорогим и практически бесшумным, без использования компрессора, испарителя, системы трубопроводов, хладагента и прочих атрибутов классического автомобильного кондиционера.
К сожалению, эффективность такой системы будет приближаться к нулю. Причина довольно банальна – недостаточная площадь поверхности, из-за чего в салоне будет тепло. Вы просто не почувствуете разницы, когда устройство включено и выключено. Если не класть руку на элементы устройства. Но есть и другая проблема: сложность отвода тепла снизу полупроводниковых элементов.
Медная трубка+шланг
Еще один вариант кондиционера, который довольно легко сделать дома с помощью настольного вентилятора. Для этого нужно подготовить:
- резиновый или пластиковый садовый шланг для полива;
- тонкая медная трубка;
- настольный вентилятор
Трубку сгибают по окружности, оставляя между секциями зазор для беспрепятственного прохода воздушного потока, и фиксируют к ограничителю хомутами. Один конец подключается к крану, а другой к сливу. Процесс охлаждения также прост: вода циркулирует по трубке и охлаждает ее, поток воздуха, проходящий через домашнее устройство, охлаждает. Недостаток системы в том, что ее можно установить только на кухне, при этом происходит значительный расход воды.
Использование оконного кондиционера
Идея состоит в том, чтобы установить такой моноблочный кондиционер в районе заднего сиденья, использовать для его питания инвертор 220-12В, а соответствующую трубку просто вытянуть в окно, чтобы выпустить горячий воздух. Однако в таких рассуждениях скрывается довольно неочевидная ошибка. Получается, что даже самый слабый кондиционер для нормальной работы должен потреблять около 1500 Вт. Если при 220 вольтах в принципе это не проблема, то домашний кондиционер на 12 вольт, установленный в автомобиле, не сможет работать из-за огромного потребляемого тока. Поясним это конкретными расчетами.
Монтаж кондиционера
Для монтажа вентиляционной установки в условиях гаража необходимо приобрести соответствующий набор инструментов. Без него будет довольно хлопотно выполнять некоторые операции по прокладке соединительных каналов и отладке системы. Обычно местом для монтажа теплообменника-конденсатора является площадка перед радиатором двигателя. Здесь рекомендуется соблюдать осторожность из-за высокой вероятности повреждения мягких алюминиевых ребер радиатора.
Сразу за конденсатором под приборной панелью («торпедой») монтируется теплообменник испарителя, в ряде случаев местом установки является площадка под капотом.
Чистка кондиционера в машине
- Первым шагом в решении самостоятельно почистить кондиционер автомобиля будет чтение и изучение инструкций климатического оборудования, установленного в автомобиле, так как существует множество моделей кондиционеров, отличающихся друг от друга.
- Второй этап – очистка теплообменника-испарителя кондиционера. Часто для этого приходится снимать определенную часть панели приборов возле бардачка, ведь только так можно добраться из салона до испарителя.
- Третий этап – просушка теплообменника, для этого включают двигатель, чтобы он прогрелся на полную мощность.
- Четвертый шаг – через 2-3 минуты работы обогреватель следует перевести на пятидесятипроцентную мощность и направить воздушные массы на «ноги – лицо».
- Пятый шаг: используется заранее приготовленный «Лизол» (разбавленный водой в пропорции 1:100) или другие смеси. Желательно, чтобы раствор имел приятный аромат (аналогичные средства есть в продаже). Средство заливается в ручной распылитель, с помощью которого жидкость распределяется по поверхности испарителя. В течение десяти-пятнадцати минут произойдет уничтожение болезнетворных микробов и грибков.
- Шаг шестой: Двигатель снова включается на полную мощность для полной просушки и очистки испарителя.
Всегда ли можно установить климат-контроль на авто
Стремясь сэкономить, автовладельцы выбирают базовую комплектацию автомобиля без климат-контроля. В большинстве случаев эти автомобили оснащены обычными кондиционерами — устройствами для охлаждения воздуха и поддержания влажности на определенном уровне. В самых дешевых моделях даже нет кондиционера.
По принципу работы мало чем отличается от стандартных сплит-систем, поэтому состоит из испарителя, конденсатора-осушителя и компрессора. Параллельно устройство подключается к салонному фильтру, системе охлаждения. В качестве рабочей жидкости используется хладагент внутри системы.
Кондиционер управляется вручную, что не удобно для многих автовладельцев. Однако часто спрашивают, можно ли установить в машину кондиционер. Теоретически это реально, если под рукой есть необходимые инструменты, опыт и свободное время. Как вариант, можно обратиться на СТО. Если в машине нет даже кондиционера, установка климатической системы под большим вопросом или даже невозможной.
В то же время установка кондиционера в автомобиле — сложная работа, требующая знаний в области механики/электрики. Сама климатическая система также играет важную роль. Чем он дороже и сложнее, тем больше необходимость в привлечении профессионалов для его установки.
Сразу отметим, что установка климат-контроля в базовой версии, где нет кондиционера, невозможна.