Понятие ДТП в ПДД (май 2023 год)

ДТП

Не каждое происшествие на дороге попадает под классификацию ДТП. Поэтому автолюбителям нужно уделять повышенное внимание терминологии, применяемой в ПДД. А с учетом вносимых в текущем году корректировок понятие дорожно-транспортного происшествия стоит тщательно рассмотреть под разными углами зрения.

Понятие ДТП в 2023 году

ДТП стали привычными для любого современного человека. По некоторым данным, в мире в авариях ежегодно гибнет практически 1 500 000 человек. В каждой стране сегодня ведется работа по уменьшению количества происшествий на дороге, в том числе и со смертельным исходом. В рамках этой тенденции в РФ в последние 2 года активно корректируются сами ПДД и ужесточается наказание за их нарушение.

В свете происходящего необходимо иметь четкое представление о том, что же такое ДТП и какие события не подпадают под данное определение. Давайте разбираться в этих вопросах вместе.

Ссылаясь на ПДД и другие нормативные акты, можно сформулировать понятие дорожно-транспортного происшествия. Под ним понимается сложившаяся на дороге ситуация с непосредственным участием транспортного средства и в процессе его движения, ставшая причиной повреждения одного или нескольких ТС, травм водителя, пассажиров или пешеходов либо приведшая к смертельному исходу. В определение ДТП при тех же исходных данных попадают и повреждения, нанесенные зданиям, грузам, техническим сооружениям и не только.

Для того, чтобы с точки закона событие на дороге квалифицировалось как ДТП, должны быть соблюдены три обязательных условия:

  • транспортное средство в момент происшествия находилось в движении;
  • оно стало участником события;
  • в результате произошедшего имеется ущерб.

Если какой-либо пункт не выполнен, то о дорожно-транспортном происшествии не может быть и речи. Оно будет рассматриваться нормативными актами как событие иной категории.

Не всегда автомобилисты понимают, каким образом толковать указанное выше. Поэтому мы приведем несколько примеров к каждому из пунктов списка.

Во первых, авто должно находиться в движении в момент события. Поэтому бегущий через дорогу пешеход, врезавшийся в припаркованный на обочине автомобиль, не может вызвать сотрудника ГИБДД и настаивать на оформлении ДТП. 

Во вторых, ТС должно принимать участие в событии, а значит выброшенная водителем из окна бутылка с водой, попавшая случайному пешеходу в голову, не станет причиной ДТП. Машина никак не была задействована.

И третий пункт – нанесение ущерба. Если столкновение ТС случилось, но ни одна из машин не получила повреждения, то случившееся тоже не будет ДТП. Никто не сможет привлечь их за покинутое место аварии. Но это при условии, что ни люди, ни сторонние объекты не пострадали.

Кто является участником ДТП

Еще один важный нюанс – определение участников ДТП. Кажется, что нет ничего проще, ведь каждый задействованный в ситуации становится участником без каких-либо дополнительных оснований. Но на самом деле такая трактовка ошибочна с точки зрения закона.

Так кого же можно считать участником происшествия на дороге? Внимательно изучив законодательную базу, можно утверждать следующее – в ДТП всегда две категории участников:

  • водитель, по вине которого возникла ситуация;
  • другие субъекты дорожного движения, получившие ущерб в результате действий водителя.

Но и в этих формулировках имеются свои подводные камни. Предположим, что дорогу в неположенном месте переходил человек с самокатом. Пытаясь объехать его, столкнулись два автомобиля, один из которых наехал на самокат, ставший непригодным к дальнейшей эксплуатации. В этом случае участниками ДТП будут как оба водителя ТС, так и пешеход, являющийся собственником самоката. Несмотря на то, что сам он травм не получил, но материальный ущерб в результате произошедшего имеет место быть. А значит участниками будут все названные субъекты.

А вот другая ситуация. Водитель двигается в своей полосе, навстречу ему лоб в лоб вылетает другой автомобиль, водитель которого не справился с управлением.

Понятие ДТП в ПДД (май 2023 год)

Чтобы избежать лобового столкновения первый участник дорожного движения сворачивает на обочину и в итоге переворачивается, повредив при этом стоящий на парковке автомобиль.

В таких обстоятельствах участниками ДТП будут отвернувший от столкновения водитель и владелец авто, стоявшего на парковке. А вот водитель, вылетевший на встречную полосу, с точки зрения закона никаким образом в ДТП не участвует.

Кто считается виновником ДТП

Виновника происшествия выявляют инспектор ГИБДД и/или суд. При этом обе инстанции опираются на определение виновника, принятое за основу в нормативных актах. Согласно ему, виновник – это тот, кто совершил нарушение, ставшее причиной аварийной ситуации на дороге. 

При всей простоте понятия оно имеет массу частностей, которые рассматриваются строго в индивидуальном порядке. Ведь не всегда нарушение является признаком виновности, а степень вины может быть возложена на нескольких участников ДТП солидарно. К тому же при определении виновниками двоих водителей только суд может сказать, насколько тяжела виновность каждого – она вполне может быть разной.

Предположим, что водитель одного автомобиля проигнорировал красный сигнал светофора и выехал на перекресток, в результате чего врезался в машину, за рулем которой сидел водитель, не имеющий прав на управления ТС. Оба участника данной ситуации совершили нарушение:

  • один проехал на красный сигнал;
  • второй сел за руль, не имея на то законного права.

Но виновником будет признан первый водитель, так как именно он стал причиной столкновения.

Вот еще один пример. Водитель выезжает из дворов на основную дорогу, не убедившись, что путь свободен. Ему навстречу на красный свет светофора вылетает другой автомобиль. Происходит столкновение, в котором пострадали как оба ТС, так и оба водителя. Виновником будет признан каждый из них, так как нарушения, допущенные обоими участниками, привели к столкновению. Но при этом тяжесть вины будет устанавливать суд.

Классификация видов ДТП

Не все дорожно-транспортные происшествия одинаковы. Поэтому была разработана их официальная классификация, которая и представлена в данном разделе.

Бесконтактные ДТП

Понятие ДТП в ПДД (май 2023 год)

Самый сложный вид дорожно-транспортных происшествий, так как в законодательной базе он никак не обозначен. Поэтому однозначно определить виновника крайне сложно, чаще всего это происходит в судебном порядке и только на основе тщательно сформированной доказательной базы.

То есть в нормативных актах формулировки бесконтактных ДТП нет, но в силу того, что такие аварии существуют определение под них подведено. Звучит оно следующим образом – если один автомобиль создал на дороге аварийную ситуацию или помехи для второго автомобиля, который и стал участником ДТП, причинив вред третьим лицам либо нанеся вред чужому имуществу, то речь пойдет о бесконтактном ДТП.

При вызове сотрудника ГИБДД виновником будет признан тот автомобиль, который попал в аварийную ситуацию и непосредственно нанес вред. Поиск истинного виновника и сбор доказательной базы для определения степени его вины в судебном порядке целиком ложится на плечи признанного в протоколе потерпевшим водителя.

Если ему удастся довести дело до конца, то он получит возможность взыскать причиненный ущерб. Делается это также только в судебном порядке.

Вызов ГИБДД является обязательным даже, когда кроме сманеврировавшего водителя больше никого нет.

Стоящий автомобиль на парковке

Понятие ДТП в ПДД (май 2023 год)

Это – один из самых типичных видов аварий. Практически 80% автовладельцев сталкивались с такими ситуациями в разных интерпретациях. К примеру, авто оставили на парковке торгового центра, а после возвращения обнаружили царапины или помятый бампер. Или другая ситуация – владелец авто припарковался и даже не успел выйти, как в него врезалось другое транспортное средство.

Если повреждения незначительные, то потерпевшие не всегда оформляют ДТП. Они считают, что виновник не будет найден и проще всего решить проблему самостоятельно. Но на самом деле таким образом поступать не стоит – любое дорожно-транспортное происшествие должно быть оформлено по правилам, а значит сотрудника ГИБДД нужно вызывать.

Подобные ДТП принято делить на две категории:

  • виновник скрылся;
  • виновник дождался потерпевшего.

В первом случае тоже есть два сценария события. Самый проблемный – виновник повреждает машину и уезжает. Потерпевшим придется вызывать ГИБДД, искать свидетелей и ждать предоставления данных с камер наблюдения. Вопрос с компенсацией решается обычно через суд.

Во втором, виновник просто торопится и оставляет свои данные на лобовом стекле. Поэтому потерпевшему достаточно позвонить по номеру телефона и убедиться, что водитель готов возместить ущерб.

Если виновник дождался потерпевшую сторону, то ДТП оформляется в обычном порядке.

Столкновение

Еще один распространенный вид аварий. Он характеризуется как столкновение транспортных средств между собой, с составом поезда, элементами дорожного полотна, дорожной конструкцией либо предметами, стоящими на обочине.

Столкновения делятся на несколько категорий:

  1. Лобовое. При данной аварии большая вероятность серьезных травм, включая смертельные исходы. Столкновение происходит при встречном движение, поэтому автомобили подвергаются сильной деформации. Самостоятельно покинуть авто пострадавшие обычно не могут, так как оказываются зажаты внутри конструкции. 
  2. Боковое. Смертельные случаи при условии соблюдения скоростного режима в таких столкновениях более редкие, но травмоопасность для пассажиров высокая. Это происходит из-за особенности аварий – они происходят в результате столкновения лобовой части одной машины в боковую другой. Расстояние между машинами обычно минимально и пострадавших всегда очень много. Ремонт обходится дорого, так как повреждается конструкция машины.
  3. Касательное. Участников аварии может быть более двух, происходит столкновение при движении в одну сторону либо навстречу друг другу. Повреждения могут быть как незначительными, так и серьезными в случае выкидывания машину на обочину.

Наезд на пешехода

Этот вид относится к одной общей категории «наезд». Она подразумевает аварию, в которой движущееся ТС наезжает на стоящего, идущего или медленно передвигающегося пешехода. Причем он может находиться на проезжей части, тротуаре, обочине или пешеходном переходе.

В эту же группу попадают наезды на людей, которые передвигаются на роликах, скейте, самокатах и не только. Также сюда относят ситуации, когда человек пострадал от плохо закрепленного на автомобиле груза.

Виновником ДТП в подобных ситуациях признается водитель транспортного средства. Даже если пешеход сам выскочил под колеса, виновником будет владелец источника повышенной опасности, то есть автомобиля. А вот тяжесть его вины определит суд, опираясь на обстоятельства аварии и полученные травмы.

Если был причинен значительный вред здоровью, то потерпевший может подать на компенсацию. Она взыщется с виновника.

Опрокидывание

Понятие ДТП в ПДД (май 2023 год)

Данное ДТП часто ошибочно воспринимают следствием столкновения. На самом деле это не так – если машина перевернулась в результате столкновения, то происшествие не будет классифицироваться как опрокидывание.

В классической трактовке этот термин подразумевает опрокидывание движущегося автомобиля на крышу или бок в результате неисправности, неудачного маневра, плохого качества дорожного покрытия, неподходящих погодных условий и не только. При этом транспортное средство может остаться на дороге или оказаться на обочине.

Опасность для пассажиров в случае опрокидывания довольно большая – из лежащего на крыше авто достать пострадавших крайне сложно. К тому же многие получают травмы черепа, требующие минимальных перемещений человека во избежание усугубления состояния здоровья. Поэтому чаще всего при подобных авариях вызывают специальные службы помощи. Когда деформация конструкции автомобиля значительная, они буквально спиливают крышу. Естественно, что ремонту такое ТС уже не подлежит.

Наезд на велосипедиста

Еще одна разновидность наездов, которая с наступлением летнего сезона в городах становится чуть ли не основной для ДТП. С каждым годом число велосипедистов увеличивается – на двухколесный транспорт пересаживаются дети и взрослые, но далеко не все они понимают, что являются участниками дорожного движения и обязаны соблюдать ПДД.

Под наездом на велосипедиста понимается аварийная ситуация, созданная движущимся автомобилем и велосипедистом, который может также находиться в движении или стоять.

И здесь очень важны обстоятельства ДТП. Если лицо, управляющее двухколесным транспортом, двигалось, то это будет классические наезд на велосипедиста. А вот в случаях, когда оно стояло или вело велосипед, переходя дорогу, то авария будет считаться наездом на пешехода.

Обычно при столкновениях авто и велосипеда высокая травматичность для обоих субъектов. Водитель машины резко тормозит, что приводит к резкому удару о руль грудиной и деформации самого ТС. В итоге у водителя могут оказаться сломаны ребра, диагностированы перелом челюсти, сотрясение мозга, прокол легких и не только. Велосипедист, развивающий довольно высокую скорость и при этом практически ничем не защищенный, также получает серьезные травмы – переломы конечностей, разрыв селезенки, сотрясение мозга и т.д. 

Вне зависимости от того, насколько неожиданно вылетел на дорогу велосипедист, виновным будет признан водитель машины, не сумевший предотвратить наезд. Поэтому на него будет возложена ответственность по компенсации вреда здоровью и материального ущерба. 

Наезд на гужевой транспорт

Понятие ДТП в ПДД (май 2023 год)

Сегодня этот тип ДТП довольно редкий, так как в населенных пунктах гужевой транспорт практически не встречается. В данную категорию происшествий входят ситуации наезда автомобиля на животных, запряженных в транспортное средство, удар запряженных животных об машину либо наезд на животных без упряжи.

В ДТП с гужевым транспортом также зачастую признается виновным водители автомобиля. Особенно если владельцу животных был причинен ущерб – физический, финансовый или моральный. При смерти животного виновник будет обязан выплатить его полную стоимость потерпевшей стороне. Также последняя может подать иск в суд на компенсацию морального вреда.

Автомобиль, пострадавший во время аварии, восстанавливает его владелец за свой счет или с помощью страховой, если купленный полис покрывает подобные случаи.

ДТП с участием более двух автомобилей

Один из самых сложных типов аварий, в которых проблемы возникают как с определением виновника, так и с возмещением ущерба. Под таким ДТП обычно понимают столкновения, в которых второй автомобиль стал одновременно причиной аварии последующих. Типичная картина столкновений этого вида вырисовывается при несоблюдении одним участником дорожного движения скоростного режима и расстояния между авто в потоке. Он на скорости врезается в авто, движущееся впереди. А оно уже по инерции сталкивается с другим ТС и так по цепочке. В подобных авариях может быть более десятка участников.

Традиционно виновником признается водитель, едущий сзади. Но исключения из этого правила тоже имеются. К примеру, виновником может оказаться впереди идущий автомобиль, если он ехал задом или скатился назад. В таких случаях обстоятельства ДТП устанавливаются легко. А вот если авто впереди резко затормозило в потоке или неожиданно встроилось из другого ряда, что и стало причиной столкновения, виновником чаще всего признают не спровоцировавшего водителя, а того, кто врезался. Конечно, он может попробовать доказать обратное. Но это будет крайне сложно и потребует весомой доказательной базы.

За возмещением ущерба водители обращаются в свою страховую компанию. Если  в аварии имеются пострадавшие пассажиры, то они имеют право подать иск на компенсацию вреда на каждого участника ДТП в отдельности.

Столкновение с предметами (наезд на препятствие)

Весьма сложная категория ДТП. По определению сюда относят аварии, при которых автомобиль столкнулся либо наехал на неподвижное препятствие. В качестве последнего могут выступать столб, дерево, опора моста, насыпанные строительные материалы и не только.

Тяжесть последствий зависит от многих факторов, но в первую очередь от скорости, с которой двигался автомобиль. При соблюдении скоростного режим травматизм будет средним, но это не значит, что пассажиры и водитель отделаются легким испугом. Согласно статистике, подобные ДТП становятся причиной переломов конечностей, ребер и разрыва внутренних органов. 

У автомобиля повреждений обычно много, некоторые из них могут нарушить конструктивную целостность ТС. К тому же аварии этого типа сопровождаются и дополнительными поражающими факторами. Например, при ударе об опору ЛЭП может произойти обрыв проводов, что чревато поражением электрическим током. Машина может свалиться в обрыв либо попасть под осыпавшиеся строительные материалы – щебень, песок и не только. То есть, кроме стандартных травм и повреждений автомобиля, могут возникнуть дополнительные проблемы для пострадавших и вызванных спасательных служб.

Порядок действий при ДТП в 2023 году

Нередко правильное поведение при ДТП обеспечивает более быстрое оформление произошедшего и выступает гарантом минимизации неприятных последствий аварии для всех сторон.

Предположим, вы в качестве водителя попали в аварию. Что нужно делать в этом случае? В первую очередь:

  • осмотрите себя, определяя наличие травм;
  • опросите своих пассажиров на предмет вреда здоровью;
  • возьмите огнетушитель, чтобы предотвратить возможное возгорание авто;
  • выйдите из автомобиля и поинтересуйтесь состоянием других участников ДТП;
  • при необходимости окажите им первую помощь, параллельно вызывая машину скорой помощи;
  • поставьте аварийный знак.

Если дорожно-транспортное происшествие произошло в оживленном месте, то позаботьтесь о свидетелях. Поговорите с очевидцами и попросите их остаться до приезда сотрудников ГИБДД. В любом случае возьмите у них телефон и запишите имена, предварительно поинтересовавшись их готовностью выступать свидетелями при необходимости.

Обязательно вызовите сотрудников ГИБДД на место аварии и уведомите страховую службу о ситуации. Дело в том, что некоторые полисы предусматривают выезд комиссара, который поможет решить бумажные вопросы в кратчайшие сроки. Он сам возьмет протокол у сотрудника ГИБДД, заполнит документы для оформления страхового случая и отвезет их. Потерпевшей стороне останется только пройти экспертизу и дожидаться выплаты по полису.

До приезда сотрудников ГИБДД не принимайте без острой надобности никаких препаратов и веществ – исключите алкоголь, запрещенные препараты, успокоительные на травах или спирту, энергетики и не только. При осмотре места аварии и в процессе разговора с участниками ответственное лицо может отправить виновники и/или пострадавшего на медицинское освидетельствование. И вот здесь ряд компонентов принятых препаратов могут отобразиться в крови как недопустимые, что станет большой проблемой для участника ДТП.

После приезда сотрудников ГИБДД действуйте в соответствии с их указаниями. Чаще всего они проводят осмотр места аварии, огораживают территорию и производят опрос участников. На основе их слов и оценки ситуации с точки зрения ПДД они составляют протокол, который каждая сторона должна подписать. В нем указываются:

  • участники ситуации; 
  • суть произошедшего;
  • виновник;
  • ссылка на статью закона.

Если один из участников не согласен со сделанными выводами, то он имеет право не подписывать протокол – на нем ставится резолюция «не согласен».

Дальнейшие действия зависят от того, кем в ДТП являетесь вы и каковы последствия произошедшего. К примеру, если вы потерпевшая сторона, но не получили физических травм, то вам нужно ехать в свою страховую на оформление ситуации (установленный виновник тоже должен явиться и представить автомобиль для экспертизы). 

Стоить отметить, что существует такой вариант оформления аварии как европротокол. Его можно оформить без вызова сотрудника ГИБДД, но при условии соответствия ДТП ряду требования:

  • отсутствие вреда здоровью;
  • участие только двух автомобилей;
  • нанесенный ущерб не превышает максимальную сумму выплаты от страховой компании;
  • оба участника согласны оформить европротокол и не только.

Такой вариант довольно быстрый, но он имеет немало подводных камней. К примеру, не всегда можно с точностью оценить нанесенный ущерб. К тому же у потерпевшей стороны могут иметься скрытые физические травмы, которые проявят себя через несколько часов. И доказать потом, что они были получены в ДТП и потребовать в судебном порядке компенсацию с виновника, окажется практически невозможно.

Ответственность за дорожно-транспортное происшествие

Не все автовладельцы понимают, что сам факт ДТП не является деянием, за которым следует какая-либо ответственность. Она следует за нарушения, которые привели к аварийной ситуации, а ее тяжесть определяется последствиями, наступившими в результате дорожно-транспортного происшествия. И здесь ответственность может быть разной – от штрафных санкций до лишения свободы. 

Конечно, чаще всего речь идет о штрафах. 

Штрафы за ДТП

Штрафы назначаются в соответствии с нормативной базой за нарушение, которое было совершено непосредственно до аварии и повлекшее ее. В 2023 году по многим пунктам размер штрафов был увеличен, поэтому ДТП может превратиться в зияющую дыру в семейном бюджете.

Кроме того, нужно учитывать, что нарушителем ПДД может оказаться и другой участник аварийной ситуации, признанный пострадавшей стороной. В этом случае ему тоже будет назначен штраф соразмерно с допущенным нарушением.

Стоит отметить, что существую нарушения, которые не влекут за собой штрафных санкций. То есть ситуация произошла – виновник совершил нарушение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие. Страховая компания учтет определение виновности. Но если за содеянное не предусмотрена ответственность, то штраф и не последует.

Штрафы после ДТП

После произошедшей аварии важно вести себя правильно, чтобы не нести дополнительную ответственность. Причем существует регламент, который распространяется на всех участников ситуации. К примеру, покидать место ДТП нельзя никому – ни виновнику, ни пострадавшей стороне. Это действие является основанием для назначения штрафа либо административного ареста.

Прав лишить могут за употребление после аварии запрещенных веществ и/либо алкоголя. Это правило также действует для всех участников ДТП.

Также штраф может быть назначен при несоблюдении ряда обязательных норм – выставление аварийного знака, например.

Поэтому обязательно учитывайте, что получить денежное взыскание можно по разным причинам, связанным с ДТП, но не всегда являющимся его причиной.

Ответы на частые вопросы:

ДТП — куда звонить?

Если пострадавших нет, то в первую очередь звоните в местное отделение ГИБДД. При наличии серьезных травм вызывайте скорую помощь и только потом сотрудников ГИБДД.

Что будет при оставлении места ДТП?

Водитель будет лишен прав на управление автомобилем на срок до 2 лет. По закону автомобиль даже не может отъехать с места аварии. Исключение составляют ситуации, когда пострадавшим необходима экстренная медицинская помощь и ТС мешает ее оказанию.

Как узнать о ДТП по фамилии?

Для этого необходимо зайти в базу ДТП ГИБДД либо воспользоваться сайтом «Автокод».

Первая помощь при ДТП

Первые необходимые действия сводятся к установке аварийного знака, чтобы исключить наезд на пострадавших, и вызов скорой помощи к месту ДТП. Далее оцените состояние потерпевших – помогите им выбраться из машины, остановите кровотечение, приведите в сознание в случае нахождение в бессознательном состоянии.

Если человек зажат в машине, то не пытайтесь его выдернуть. Это может усугубить его состояние и стать причиной более серьезных травм, в том числе несовместимых с жизнью.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии